МБДОУ ДСКВ №29 "Ёлочка"
Использование современных практических технологий по преодолению фонетико-фонематических нарушений в процессе коррекционного воздействияИспользование современных практических технологий по преодолению фонетико-фонематических нарушений в процессе коррекционного воздействия
Фамилия, имя, отчество: Невская Валентина Павловна Место работы: Тюменская область, г.Нижневартовск, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 29 «Елочка»
Должность: учитель-логопед
Домашний адрес: 628616, Тюменская область, Ханты-Мансийский округ, г. Нижневартовск, ул. Северная, дом 11, корпус 2, кв.27
Телефоны: (8-34-66) 26-36-51; 8-919-535-84-68
Цель: познакомить с современными технологиями по формированию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. Для преодоления фонетико-фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха. Почему эта проблема актуальна? При задержке или нарушении фонематического восприятия это приводит к специфическим недостаткам произношения, что свидетельствует о незаконченности освоения звуковой стороны языка, отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов, вызывает трудности в овладении чтением и письмом. Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Для этого формировала у детей хорошую дикцию, то есть подвижность артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое и ясное произношение каждого звука в отдельности, а также правильность и слитность произношения. Так как в противном случае все дефекты устной речи будут перенесены будущими школьниками в письменную речь. Ребенок должен осознать звуковой строй языка – это умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности. Ребенок с недостаточностью произношения этой готовностью не обладает. Определение степени тяжести фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит для определения направления коррекционной работы, правильного планирования и его интенсивности. Без тщательного обследования фонематического слуха эффективная коррекционная работа невозможна. Свою работу начала с развития слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия. Игры на каждый звук по развитию фонематического восприятия вошли в «Букварик для малышей», методические пособия «Занимательные слуховички» и «Дидактическая игра, как средство формирования фонетико-фонематических процессов», которые были созданы, разработаны и использованы в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Эту работу начала осуществлять на материале неречевых звуков: - Помоги Незнайке найти и назвать музыкальные инструменты. - Что звучит? (узнавание на слух музыкальных инструментов). - Помоги Красной Шапочке узнать, какой предмет звучит? (ложка деревянная или металлическая, карандаш, молоток, мяч, стеклянный стакан, ножницы, часы). - Найди в « Необычайном лесу» и назови короткие и длинные слова. И постепенно охватывала все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка (от звуков уже усвоенных, до тех, которые только еще ставятся и вводятся в самостоятельную речь). - Хлопни в ладоши, когда услышишь, что Буратино поймал звук [А] среди других звуков: [О, А, И, А, Ы, К, А]. - Угадай, кто пришел? (волк, заяц или медведь) - узнавание по ритмическому рисунку. Параллельно с самых первых занятий проводила работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти, что позволило добиться наиболее эффективных и ускоренных результатов развития фонематического восприятия. Предлагала детям найти и назвать на рисунках слова, которые звучат звонко, громко, тихо. (Звонко: козы, зонт, звезда, знамя; громко: барабан, тигр, трамвай, рыба; тихо: мышь, шишки, кошка, мишка.) Это очень важно, так как неумение вслушиваться в речь окружающих, часто являлось одной из причин неправильного произношения. В процессе логопедических занятий проводила игру «Шумовые баночки» (определяли на слух вид крупы). Используя разнообразные логопедические задания, игры и упражнения, дети приобрели умения контролировать свое произношение и исправлять его на основе сравнения собственной речи с речью окружающих. Затем учила детей различать высоту, силу и темп голоса, используя для этого игры: «Гусь и гусята», «Угадай, чей голос», «Эхо», «Вьюга», «Три медведя», «Волк и семеро козлят» - на голоса различной высоты. Оживленно проходили игры на развитие силы голоса, такие как: »Идите с нами играть», «Гудок» (меняли голоса от громкого к тихому), «Кот и мыши», «Дует ветер», «Не разбуди Катю», «Эхо». Увлеченно играли дети в игры на развитие темпа голоса: «Карусель» (говорили в быстром и медленном темпе), «Дождик» (произносили звукоподражание «кап-кап-кап» медленно, умеренно, быстро). Не сразу дети могли говорить в разном темпе. Но после неоднократных повторений это стало получаться. Этому способствовали игры: «Топ-топ-топ», «Угадай, какой поезд». Играли в игру «Помоги медведю найти похожие по звучанию слова»: картина-корзина, мышка-мишка, зайка-майка и т.д. Неоднократно играли в игры «Различи звуки» (на твердость-мягкость звуков), «Назови, в каких словах звучит песенка большого и маленького комарика», «Какие игрушки со звуком [Р] у Ромы, а какие игрушки со звуком [РЬ] у Рината». Первостепенное значение для коррекции и формирования фонематической стороны речи и ее грамматического строя, а также для формирования умения произносить слова сложной слоговой структуры имело овладение навыками звукового и слогового анализа и синтез слов. Прежде чем начать работу по выделению какого-либо звука из слова или последовательному называнию звуков, обязательно убеждалась в том, что дети правильно соотносят это слово с конкретным предметом, поэтому ознакомление с новым звуком и буквой начинала с задания «Покажи и назови» (лексические темы: «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Одежда», «Транспорт» и т.д.). Затем формировала способ выделения звуков из слова. Этому действию дети старшей группы учились постепенно и в течение длительного времени. Большую помощь в этом оказала игра «Аквариум». Вычленив звук из слова, знакомила детей с особенностями его акустики и артикуляции (участие голоса, наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха) и на этой основе учила характеризовать его, используя схемы: гласный звук, согласный звук, твердый и мягкий согласный звук, глухой и звонкий согласный. Для этого использовала демонстрационный и раздаточный материал, характеризующий согласный звук. Важно, чтобы каждый ребенок не только услышал изучаемый звук от логопеда, но и сам воспроизвел его «Почувствовав его на кончике языка» (М.Н.Гнездилов), а отсюда следует, что до изучения звука на фронтальном занятии он обязательно должен быть поставлен в речи тем детям, у которых данный звук отсутствует или искажен. После изучения первого гласного и согласного звуков, учила анализу и синтезу слогов. Звукобуквенный анализ слов и слогов на протяжении всего периода обучения проводила с опорой на наглядность. Интересны детям в плане развития фонематического слуха задания типа «Измени букву» (санки-танки, пачка-тачка, и т.д.). «Потерялся первый звук» (сон-слон, рот-крот, осы-косы), «Магазин игрушек» (на дифференциацию звуков [Р-Л]), «Соедини ниточками короткие и длинные слова» (дуб, еж, лук, кукуруза, кукушка, клубника), «Подскажи зайчишке и назови слова-друзья, похожие по звучанию» (мак-рак, бочка-дочка, краски-маски и т.д.). С интересом и увлекательно дети играли в игры: «Отгадай словечко», «Умная сова» (выделение первых звуков из картинок и образование нового слова: кукла, лиса, дом, шар), «Разноцветные вагончики» (определение количества слогов в словах: лось, рысь, нора, белка лисица, иголка, медвежонок), «Нарисуй под картинками схемы слогов в словах», «Доскажи словечко»: Я сегодня утром рано, умываюсь из-под…(крана). Солнце светит очень ярко, бегемоту стало…(жарко). Вдруг небо тучей затянуло, из тучи молния…(сверкнула). Упражнение «Кто придумает конец тот и будет…» (молодец). Я хотел устроить бал, и гостей к себе…(позвал). Я взял муки и взял творог, испек рассыпчатый…(пирог). Пирог, ножи и вилки тут, но что-то гости не…(идут). После обучения детей первоначальным навыкам чтения проводила игры: «Веселые матрешки» (составить слово из букв, построив матрешек по росту), «Разноцветные мячи» (составление слов из слогов), «Новоселье» (прочитать слово, разбросанное на чемодане). В результате проделанной работы у детей значительно улучшился, развился и сформировался фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза. Улучшилось фонематическое восприятие, были усвоены навыки слогового чтения. Выводы: Звукопроизношение тесно связано с речевым слухом. Для преодоления речевых нарушений проводить полное речевое обследование и поставить правильное логопедическое заключение. При проведении коррекционной работы учитывать индивидуальные особенности дошкольника. Коррекционную работу начинать с развития устной речи, учитывая все компоненты языка: фонетико-фонематический, лексико-грамматический, словарный запас и связную речь. Знакомить воспитателей и родителей с трудностями в усвоении программы, которые возникают у дошкольников. Коррекционное обучение проводить в игровой форме с многократным повторением. После формирования начального уровня фонематического слуха работу осуществлять «снизу вверх», то есть от простых упражнений к более сложным. Фонематический слух сам по себе не развивается, это знания и умения, которые усваиваются только в процессе коррекционного обучения на занятиях под руководством взрослых. Систематическое использование на занятиях разнообразных эстетически оформленных игр, заданий, упражнений, пособий способствует значительному развитию и формированию фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста.Литература: 1.Волина В.В. Занимательное Азбуковедение – М.: Просвещение, 1991. 2. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников – М.: Акалис, 1996. 3. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994. 4. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом – М: Просвещение, 1991. 5 февраля 2014 в 18:22
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.